среда, 8 сентября 2010 г.

Дизайн,что это?

Слово design (дизайн) появилось впервые около четырех веков назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало - рожденная у художника и внушенная Богом идея - концепция создания произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает аналогичную интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».
В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств   предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».
В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».
Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.
Дизайн, как творческий процесс, иногда можно разделить на
    * художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);
    * техническая эстетика — наука о дизайне, учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).
 Объект дизайна
Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально - культурно обусловлено человеческое общение.
 Основные категории объекта дизайна
    * Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
    * Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
    * Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
    * Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
    * Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Дизайн - это искусство комбинаторики, стилистики и украшения. Для дизайна актуально множество направлений.
Дизайн мебели находящейся в помещении зависит от дизайна помещения.
   То есть говоря проще:дизайн-форма,цвет изделия,то каким Вы его себе представляете или хотели бы видеть.

  Стили дизайна
АМПИР (1799-1815)
Ампир - цитирование римской классики, использование египетских мотивов. Стиль аристократии, не выходящий из моды и по сей день. В жилом варианте (упрощенный ампир) – стиль бидермейер. Мебель в императорском стиле можно охарактеризовать, как рационалистический классицизм, идеально подходящий для создания интеллектуальной атмосферы. В мебели стиля ампир используется красное дерево и орех, либо тонировка под красное дерево и орех других ценных пород дерева. Резьба практически не применяется. В качестве декоративных элементов используются бронзовые или позолоченные накладки. Излюбленные мотивы - скрещенные мечи и копья, щиты, шлемы, лавровые венки. Орнамент никогда не искажает контуры мебели. Форма мебели метрическая. В стульях и креслах наблюдается древнеримское заимствование – характерные плавные выгибы ножки и спинки, перетекающие друг в друга. Передние ножки представляют собой львов, грифонов или их лапы.
РУССКИЙ АМПИР (1801-1825)
Русскому ампиру, стиль которого окончательно выработался уже в первые годы царствования Александра I (1801-1825), были присущи свои самобытные черты. Девизом его можно считать слова архитектора К. И. Росси : «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости». При всей красоте ампирной мебели, был в ней один очень существенный недостаток - она не располагала к комфортному отдыху. Предметы для сидения были весьма неудобны и жестки, вечно со всех сторон что-нибудь резало, кололо, давило. Она подходила для людей с военной выправкой, так как сидеть на ней необходимо было вытянувшись, не касаясь неудобных спинок. Эта мебель была больше рассчитана на требования глаза, чем тела. Поэтому уже после падения Наполеона в Европейской мебели начинают проглядывать черты более комфортного стиля бидермейер (1815-1848)
Постампир - бидермейер в России получает развитие во второй четверти 19 века, в годы правления Николая I (1825 – 1855). Бидермейеру мы обязаны появлением большого числа практичных и удобных в быту типов мебели. Появляется большое число комодов, шкафов, секретеров и письменных столов с разнообразными по конструкции ящиками, столов с раздвижными, откидными или выдвижными столешницами.
АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ
Английский стиль - это кабинеты, отделанные темными дубовыми или ореховыми панелями, гобеленами и зеленым сукном. Такой кабинет обязательно включает в себя солидный рабочий стол и обширную библиотеку. Излюбленный декор – вертикальная полоса, которая используется в обивке мебели, в оформлении стен, порталов и т. д.
Английский стиль в наше время выражается в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианский, Чиппендель, Шератон). Мебель в английском стиле собирается из массива, который подвергается минимальной поверхностной обработке: натирается воском, либо лакируется. Это позволяет показать текстуру древесины во всей красе.


АРТ-ДЕКО (1919-1940)     
Арт-деко - роскошный экзотический сплав модерна и технической эстетики двадцатых годов. Арт-деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мардоньи.
Арт-деко в России можно определить как постреволюционный конструктивизм и функционализм (1917 - 1928) 
БАРОККО (Середина 17 – начало 18)
Барокко (итальянско - barocco - причудливый) – художественный стиль, преобладающий с конца XVI века до середины XVIII в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

БАРОККО В РОССИИ (1698 –1725)
В конце 17 века, к началу правления Петра I, стиль Барокко распространился по всей Европе и достиг своего наивысшего расцвета. Он как нельзя лучше подходил для мощной петровской эпохи. С самого начала правления Петра, мода, в области мебели, обратилась в сторону Голландии и Англии. В начале 18 века комоды, шкафы начинают вытеснять из городских домов сундуки. Типичная мебель петровской эпохи - полумягкие кресла, диваны, обитые кожей, вышивкой, шелковой или английской тканью, на резных изогнутых ножках с шарами в когтях, столы на гнутых ножках, зеркальные рамы из мореного дуба. Прекрасным образцом мебели той эпохи является обложенный серебром трон Петра, выполненный в 1713 году мастером Клаузеном. Русские мастера чаще всего в этот период в качестве материала использовали дуб, орех, березу, липу и сосну, а для отделки поверхности – воск и масляную краску.
ВИКТОРИАНСКИЙ
Викторианский стиль назван в честь королевы Виктории (2-я половина 19 века).
Викторианскую мебель отличают тяжеловесность и причудливость. Декор массивный и замысловатый. Цвет дерева обычно темный
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение, Ренессанс (фр. renaissans – возрождение) – одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает 14-16 века в Италии, 15-16 век в других странах Европы. Свое название – Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. Ренессанс не следует считать художественным стилем или направлением, так как в эту эпоху их существовало огромное множество.
С конца 15 столетья, с приездом в Москву Софьи Палеолог, привезшей с собой довольно много искусных греков, все больше и больше появляется на Руси различных зарубежных мастеров. В Москву за огромные деньги вызываются итальянские архитекторы и каменщики, которые начинают строительство каменного Кремля. С постройки больших каменных палат возникает потребность их украсить и обставить. И в 16, и в начале 17 веков, приезжие мастера, архитекторы и художники много сделали для пропаганды искусства Возрождения на Руси.
http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gifhttp://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif
ГОТИКА
Готика – (ит. gotico - буквально готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине ХII века, во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готический стиль становится модным в Европе во второй четверти 19 века с легкой руки известного романиста Вальтера Скотта.
http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

НЕОГОТИКА В РОССИИ (1829-1843)
В тридцатые годы 19 века в Петербурге начинается, в буквальном смысле, повальное увлечение романтическим средневековьем. В моду входит все готическое.
В декоре мебели чаще всего используются различные элементы готической архитектуры: трехлопастные арки, стройные колонки, крестоцветы, иногда складки, ленты, растительные элементы, листья, розы, завитки. Материалом обычно служили орех, грушевое дерево, иногда дуб и красное дерево. Особенно, в духе средневековья отделывались кабинеты и библиотеки. Готическая атмосфера загадочности и таинственности, как нельзя лучше располагала к размышлениям. Так, благодаря прекрасной прозе Вальтера Скотта, вкус к готическому быстро распространился повсюду и проник во все. «Шкафы, ширмы, стулья – все обратилось в готическое», - писал в 1833 году Н. В. Гоголь. Но это было лишь внешнее подражание готике, без глубокого проникновения в его основы.
Но в этом и заключается суть романтического историзма: желание лишь создать обстановку в том или ином стиле, а не самому очутиться в диком средневековье.
КАНТРИ
Кантри – деревенский стиль. Использование исключительно природных, натуральных материалов. Царство уюта и комфорта. Преобладание в интерьере простых натуральных материалов. Деревянная мебель чаще всего не подвергается сложным поверхностным обработкам и имеет свой натуральный, природный цвет, не скрывающий фактуры дерева. Либо, наоборот – имитирует состаренное дерево. Чаще всего используется для такой мебели дуб, бук, возможно ель. Стиль кантри имеет неограниченные возможности для проявления фантазии в оформлении интерьеров. 
 
КЛАССИЦИЗМ
Классический стиль сформировался в конце 18 века во Франции, во время правления Людовика XV (1715-1774), и до нашего времени остается актуальным. Для стиля характерна строгая соразмерность и гармоничность всех его составляющих. Мебели также присущи геометричность, четкий стык элементов, прямые или чуть ломаные линии и формы. Эти качества относятся и к корпусной мебели, и к стульям. Декор используется в минимальных количествах. В современном интерьере классический стиль прекрасно комбинируется с другими стилями и образует эклектическое смешение. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

КЛАССИЦИЗМ В РОССИИ (1770-1796)
 России период классицизма относится к эпохе царствования Екатерины II (1762-1796), которую можно считать щедрой покровительницей мебели. В период ее правления начинается рост мебельного производства в России. Обстановка жилых и парадных помещений становится намного богаче и разнообразней. Тут появляется мебель для сидения, секретеры, ломберные и рабочие столы, аленькие переносные столики наборного дерева, консоли, комоды, экраны для каминов, музыкальные инструменты, напольные часы, появилось больше зеркал в раме. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

МОДЕРН (1880-1914)
Модерн (ар. нуво от фр. art. nouveau – новое искусство, от англ. modern style – современный стиль) - эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева.
Максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала, его психологическое воздействие на человека. Сознательное формирование формы, стремление к органичности, целостности. Асимметрия, витиеватость линий. Источником вдохновения являются растения, птицы, насекомые, гибкие женщины со струящимися волосами. Обращение к растительным, природным формам.
http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif


РУССКИЙ МОДЕРН (1894-1917)
В русскую культуру новый стиль вошел под именем модерн. В самом названии звучало стремление к новизне и современности. По настоящему модерн вошел в культуру России в 1894–1896 гг. при Николае II. Художники русского модерна широко использовали декоративные возможности различных материалов. Если раньше для создания дорогой мебели применяли редкие привозные породы древесины: палисандр, розовое и красное дерево, - то теперь распространение получают отечественные породы: дуб, клен, бук. Естественную фактуру древесины подчеркивали матовой полировкой.
Стиль модерна стал последним для царствовавшей почти триста лет на Руси фамилии Романовых.
http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

НЕОКЛАССИЦИЗМ
Неоклассицизм. Ретроспективный стиль. Появился в начале века, как антитеза декоративной переизбыточности модерна. Опора на классику, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель легкая, изящная, прямые линии.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Для этого стиля характерны гротеск, пародия, «игра» в другие стили. Здесь могут нарушаться привычные пропорции и классические схемы. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

РОКОКО (1725-1770)
Для стиля Рококо характерно тяготение к вычурности, богатому декору, обилию зеркал. Интерьеры в этом стиле перегружены декоративными элементами. В рококо используются пастельные тона. Излюбленное сочетание – золото с белым. Рококо - это извилистые линии, отсутствие геометрии и жестких линий . Мебель отличается комфортностью. У стульев и кресел низкие сидения и низкие спинки, S – образные ножки перетекают в подлокотники. Для мебели характерен растительный декор. Для обивки используются бархат и гобелен. Яркими представителями в рококо являются комоды и бюро обтекаемых форм с использованием китайских мотивов, лаковой техники.
Наиболее интересным периодом стиля рококо в России была эпоха царствования Елизаветы Петровны (1741-1761). Идеалом мебели того времени может служить ее тронное кресло. Сплошная причудливая резьба, покрытая толстой позолотой. Даже не сразу можно понять, как это довольно объемное сооружение держится на таких тонких, прихотливо изгибающихся ножках. 
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Функционализм был заложен в 20-30 годы, немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности, философия стиля – «форма определяется функцией». Дом – это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные, лаконичные и законченные формы. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

ХАЙ–ТЕК
Хай–тек - стиль высоких технологий. Стиль пропагандирует эстетику материала. Интерьер, выполненный в стиле хай–тек, не перепутаешь ни с чем.
В таких интерьерах обнажают кирпичную кладку, искусственно старят штукатурку и выводят в помещении опоры и балки. Материал – стекло, металл, натуральное дерево. Формы и пропорции мебели тщательно продуманы. Полное отсутствие украшений компенсируется «работой» материала: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, политрой древесины и т.д.
http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif
ЧИППЕНДЕЛЬ
Появился в первой половине 18 в. во Франции. Мебель этого стиля элегантна и официальна. Элемент изогнутости присутствует во всех деталях, здесь нет жестких сочленений. Сохраняется фактура дерева. Спинки кресел прорезные, открытые, жесткие, украшенные резьбой и инкрустацией. Ножки заканчиваются лапой сжимающей шар. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif
ЭКЛЕКТИКА
Эклектика – соединение разностилевых элементов. Эклектика прочно заняла свое место в современной жизни. Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга. Секрет эклектики заключается в ограничении двух – трех стилей и объединении их за счет друг друга. http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif

ЯПОНСКИЙ
Японский стиль (сеин). «Сеин» – окно. Формула этого стиля – будь чистым. Окна и межкомнатные перегородки затягиваются белой бумагой. В современном интерьере бумагу заменило матовое стекло. Характерная для этого стиля клетка деревянного каркаса прослеживается во всем: в оконных рамах, дверях, перегородках. Лаконичные интерьеры в японском стиле, для которых характерно свободное перетекание внутреннего пространства, пользовались и пользуются популярностью во всем мире.
http://www.classicinwood.ru/img/rasp.gif







1 комментарий: